Развивающие игры с малышами Притопы-прихлопы Игры для деток от года. Помогают малышу научиться двигаться в такт словам, топать ножками, хлопать в ладоши, поворачиваться.... *** Хлоп! Раз, еще раз Мы похлопаем сейчас. А потом скорей-скорей Хлопай-хлопай веселей! Пальчик о пальчик тук да тук, Хлопай, хлопай, хлопай! Пальчик о пальчик тук да тук, Топай, топай, топай! *** Топ-топ, топотушки, Пляшет зайчик на опушке, Пляшет ежик на пеньке, Пляшет чижик на сучке, Пляшет песик на крылечке, Пляшет котик возле печки, Топ-топ, топотушки, Пляшут лапки, пляшут ушки, Пляшут ножки и хвосты. Что стоишь, пляши и ты! *** Зайка, беленький сидит, Он ушами шевелит Вот так, вот так Он ушами шевелит. Шевелим кистями рук,подняв их к голове Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. Хлопаем в ладоши Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать. Прыгаем на двух ногах Кто-то зайку напугал, Зайка прыг... и убежал. Убегаем Заинька Один из вариантов потешки про заиньку с простыми движениями Заинька, выходи, Серенький, выходи, Вот так, этак выходи, Вот так, этак выходи! Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Вот так, этак топни ножкой, Вот так, этак топни ножкой! Заинька, повернись, Серенький, повернись, Вот так, этак повернись, Вот так, этак повернись! Заинька, поскачи, Серенький, поскачи, Вот так, этак поскачи, Вот так, этак поскачи! Заинька, попляши, Серенький, попляши, Вот так, этак попляши, Вот так, этак попляши! Заинька, поклонись, Серенький, поклонись, Вот так, этак поклонись, Вот так, этак поклонись! *** Три веселых братца гуляли по двору, Три веселых братца затеяли игру, Делали головками ник-ник-ник, Пальчиками ловкими чик-чик-чик. Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп, Топотали ножками топ-топ-топ. *** Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается, Вымыл носик, Вымыл хвостик, Вымыл ухо, Вытер сухо! Хороводные игры Детям очень нравится водить хоровод. Даже крошки, едва научившиеся ходить, с удовольствием идут по кругу держась за руки, внимательно прислушиваются к словам, с радостью повторяют движения за старшими. «Кабачок» Дети идут по кругу держась за руки, В середине круга сидит ребенок - "кабачок". Кабачок, кабачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставим, Танцевать заставим. Танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь ! "Кабачок" танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится "кабачком". «Подарки» Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг ведущего и говорят: Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Ведущий выбирает один из названных подарков. Если он называет коня, дети изображают лошадку и говорят: Скачет конь наш чок, чок, чок, Слышен топот быстрых ног. Если названа кукла, дети изображают куклу со словами: Кукла, кукла попляши, Красной лентой помаши. Если волчок — дети кружатся на месте, изображая волчка: Вот так кружится волчок, Прожжужал и на бок лег. Если самолет — подражают самолету: Самолет летит, летит, Летчик смелый в нем сидит. Стоящий в центре ребенок выбирает понравившуюся "игрушку". Тот, кого выбрали становится в круг, и игра начинается сначала. Игра "Теремок" Детей должно быть не меньше 6. Заранее нужно договорится, кто будет мышка, лягушка, зайчик... Животные могут быть самые разные, необязательно, как в сказке. Все зависит от количества и желания детей. Только мишка-ловишка должен быть один. Все берутся за руки, идут по кругу и поют: Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок не высок, не высок, Вот по полю, полю мышка бежит, У дверей остановилась и стручит. Мышка выбегает в круг и говорит: Кто, кто в теремочке живет, Кто, кто в невысоком живет? и остается в кругу. Остальные дети снова идут по кругу и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку. Каждый раз названные дети выбегают в круг и спрашивают: Кто, кто в теремочке живет, Кто, кто в невысоком живет? Им отвечают, стоящие внутри круга: Я мышка-норушка... Я лягушка-квакушка... и т.д. А ты кто? Услышав ответ, говорят: Иди к нам жить Остается один медведь. Он ходит вокруг собравшихся животных и когда его спрашивают: А ты кто? говорит: А я мишка — всех ловишка. Дети разбегаются и мишка их ловит. Пойманный становится мишкой. Пузырь Дети водят хоровод и говорят: Надуваем пузыри, Вот какие посмотри! Постепенно расширяя круг Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся. Когда ведущий говорит: Пузырь лопнул, Разлетелись пузыри. Дети разбегаются Потешки Наверно все знакомы с «непонятным упрямством» малышей. Особенно сложный возраст от двух до трех лет (а может и старше :)), когда ребенок начинает проявлять самостоятельность. Этот возраст сложен не только для мам и пап, но и для самого малыша. Он еще не может разобраться в своих желаниях, не может управлять своими эмоциями. Как трудно бывает взрослым сохранять спокойствие во время приступов негодование маленького человечка. Меня в таких случаях очень выручают потешки. Они помогают ребёнку настроится на нужный лад, понять что от него хотят взрослые, и в игровой форме сделать то, что необходимо. Не хочет малыш умываться. Лицо мыть этой противной водой, ручки. Я ему рассказываю такую потешку: Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Доча моя не любит расчесываться, наверное, как и многие девочки. Мы с ней рассказываем такую потешку: Расти, коса, до пояса, Не вырани ни волоса. Расти, косонька, до пят - Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся - Маму, дочка, слушайся. Можно попробовать напевать потешки. Звуки песенки завораживают малышей. Что на руку нам, родителям :)) Я на себе почувствовала, насколько потешки, песенки, сказочки помогают общаться с моими малышами, избегать детских слез. А вот и они - потешки: *** (хлопаем в ладошки) - Ладушки, ладушки, Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька, Попили, поели, Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку) На головку сели! Ладушки запели. *** (водим пальчиком по ладошке) Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Каши не едали, Всю свою кашу Сорока-ворона Деткам отдала. (загибаем пальчики) Этому дала Этому дала Этому дала Этому дала А этому не дала: - Зачем дров не пилил - Зачем воду не носил! *** (изображаем пальцами «козу») Идет коза рогатая Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт, - Забодает, забодает, забодает. (показываем, как бодается коза) *** - Кисонька-мурысенька, Ты где была? - На мельнице. - Кисонька-мурысенька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла? - Прянички. -Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна! Не ешь одна! *** Заинька, войди в сад, Серенький войди в сад. Зайка, зайка, войди в сад, Серый, серый, войди в сад! Заинька, сорви цвет, Серенький, сорви цвет. Зайка, зайка, сорви цвет, Серый, серый, сорви цвет! Заинька, свей венок, Серенький, свей венок. Зайка, зайка, свей венок, Серый, серый, свей венок. Заинька, попляши, Серенький, попляши. Зайка, зайка, попляши, Серый, серый, попляши. Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения. *** Та-ра-ра! Та-ра-ра! На лугу стоит гора, На горе растет дубок, А на дубе воронок Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах, Чёрный ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная. *** Пошёл котик по дорожке, Купил Машеньке сапожки, Пошёл котик на торжок, Купил котик пирожок, Пошёл котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть Или Машеньке снесть? Я и сам укушу, Да и Машеньке снесу. *** Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт, Выше бережка головушку несёт. Белым крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает. *** Ходит конь по бережку, Вороной по зелёному. Он головушкой помахивает, Чёрной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает. Все колечушки-то - бряк, бряк, бряк! Золотые они - звяк, звяк, звяк! *** Гуси вы, гуси, Красные лапки! Где вы бывали, Что вы видали? - Мы видели волка: Унёс волк гусёнка, Да самого лучшего, Да самого большего! - Гуси вы, гуси, Красные лапки! Щипите вы волка - Спасайте гусёнка! *** На дубочке, на дубочке Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые, Красные кафтанчики, Синие карманчики. На дубу они сидят, Меж собою говорят: Всё про Вареньку, Всё про маленьку... *** Сидит белка на тележке, Продает она орешки: (загибаем пальчики) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заяньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку. *** Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусок пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки,- Высуни рожки! Потешки про пальчики (пальчиковые игры) Сейчас много говорят о связи между мелкой моторикой пальцев рук и развитием речи ребёнка. Эти потешки относятся к пальчиковым играм известным давным-давно. Ещё мы под эти потешки стрежём ноготочки (вы наверно знаете, что это такое подстричь ноготки у детки :)). Нам очень помогает. *** (поочерёдно загибаем пальчики) Этот пальчик — в лес пошёл, Этот пальчик — гриб нашёл, Этот пальчик — занял место, Этот пальчик — ляжет тесно, Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел. *** (перебирая пальчики, приговариваем) Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, Этот пальчик — Ванечка. *** (загибаем пальчики) Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко, крепко спит. Тише! Тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать! (пальчики разгибаются) *** (большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком) - Пальчик-мальчик, Где ты был? - С этим братцем В лес ходил. С этим братцем Щи варил, С этим братцем Кашу ел. С этим братцем Песни пел! *** Ивану-большому — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить, Мишке-среднему — печку топить, Гришке-сиротке — кашу варить, А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать. Малышам, которым сложно самим выполнять движения, помогает мама, а совсем маленьким крошкам, под эти потешки можно делать массаж пальчиков, лёгкими круговыми движениями перебирая каждый пальчик ребёнка. Напомню, что к пальчиковым играм относится хорошо знакомая всем «Сорока-ворона», а так же «Сидит белка на тележке...», «Шла купаться черепаха» — эти потешки расположены на главной странице потешек. Потешка по пальчики Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал! Потешка про пальчики Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету В этом домике пять этажей: На первом живет семейство ежей, На втором живет семейство зайчат, На третьем - семейство рыжих бельчат, На четвертом живет с птенцами синица, На пятом сова - очень умная птица. Ну, что же, пора нам обратно спуститься: На пятом сова, На четвертом синица, Бельчата на третьем, Зайчата - втором, На первом ежи, мы еще к ним придем. Первые шаги с потешкой Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройдись по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой. *** Большие ноги Шли по дороге: Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. *** Идёт котик по лавочке Ведёт кошечку за лапочки Топы-топы по лавочке Цапы-цапы за лапочки. *** Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись: Наша деточка пойдёт, Через киску упадёт. Эти потешки хорошо петь под дождиком Дождик, дождик, посильней - Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На нашем лужочке. Дождик, дождик, пуще, Расти, трава, гуще. *** Дождик, дождик, поливай - Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти - Дай капусте подрасти. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! *** Радуга-дуга, Подавай дождя! Нам по ложке, Медведю по пложке, А серому волку - По полному ведёрку! *** Дождик, дождик, Не дожди! Дождик, Дождик, Подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому! *** Дождик, дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить! *** Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка! *** Солнышко, солнышко, Выгляни в оконышко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Потешки про дождик и солнышко Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка, Дам и хлебца каравай - Сколько хочешь поливай. Дождик, лей, лей, лей На меня и на людей! На людей по ложке, На меня по плошке, А на Бабу Ягу - Лей по целому ведру! Кушаем кашку с потешкой Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить: «Чем нам Машеньку кормить?» Один скажет: «кашкою», Другой – «простоквашкою», Третий скажет – «молочком, И румяным пирожком». *** Ай, ту-ту, ай, ту-ту, Вари кашку круту, Подливай молочка, Накорми казачка. По кочкам, по кочкам... Эти потешки для игры на коленках у мамы. Очень полезными они бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Например, чтобы одеть штанишки или в очереди к врачу. Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями Еду-еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке, По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом... в яму! Бух! (подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту) Поехали, поехали С орехами, с орехами, Поскакали, поскакали С калачами, с калачами! Вприпрыжку, вприприскочку По кочкам, по кочкам — Бултых в ямку! Поехали, поехали За грибами, за орехами. Приехали, приехали С грибами, с орехами. В ямку бух! От Tatachka; Едем- едем на лошадке По дорожке гладкой- гладкой. В гости нас звала принцесса Кушать пудинг сладкий. Две собачки у порога Нам сказали очень строго… Как собачки говорят? Гав-гав! Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест. (Два котенка – мяу-мяу! Две собачки – гав-гав! Два утенка – кря-кря! Два цыпленка – пи-пи-пи! Два теленка – Му! Му! Две овечки – Бее! Бее! Два козленка – Мее! Мее! Две лягушки – ква-ква! ) (подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту) Поехали с орехами На бочке, на бочке По ровной дорожке, По кочкам, по кочкам. По оврагам, по оврагам, По ухабам, по ухабам, На высокую горку, В ямку бух! (покачиваем малыша из стороны в сторону) Пришел медведь к броду, (приподнимаем) Влез на колоду, (роняем между коленями) Бултых в воду! (подкидываем на коленках) Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис! Вымок, выкис, Вылез, высох, (приподнимаем) Встал на колоду… (роняем) Бултых в воду! Можно менять животных (Летел журавль, сел на колоду... Потягушечки (массаж и гимнастика с потешкой) Через прикосновение, поглаживание мама дарит ребёнку радость телесного общения, помогает малышу открывать собственное тело и его возможности, а прибаутки превращают массаж и гимнастику в весёлую забаву. Следует обратить внимание, что 1) заниматься нужно при благодушном настроении малыша 2) упражнения должны соответствовать моторному развитию ребёнка (не опережая физическое развитие, а соответствуя ему, например поворачиваем на бочок, когда малыш сам пытается это делать) Начинаем с нежного поглаживания и ощупывания, особое внимание уделяя кистям рук и ступням ног, так как они наиболее богаты нервными окончаниями. Гимнастика вводится тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость. Нежно поглаживаем малыша от головы до пяточек *** Хорошеньким — хорошок. Пригоженъким — пригожок. Стройненьким — стройнячок, А родненьким — родняшок. *** Расти, Маша, выше, До хором, до крыши. Расти, не балуй, Маму с папой жалуй. Расти с брус толщины Да с дом вышины. *** Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) Поперек толстунюшки, А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки) А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки) А носику — сопунюшки, (показывают носик) А в роток — говорок, (показывают ротик) А в головку — разумок! Упражнения для ручек Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке Тятеньки — сажень, И маменьки — сажень, И сестрице — сажень, И братику - сажень (и т.д.), А Ванюшеньке большую, наибольшую Самую большую Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,) Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек) А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове); Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке) (постукиваем кулачками ребенка друг о друга) Вьюшки, вьюшки, Вьюшки вью, Колотушки колочу, Приколачиваю. Массаж спинки. Нежно гладим спинку ребёнка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью. *** Идёт бай по стене, Несёт лапти на спине, Детёнкам по избёнкам, Дарит по лаптёнкам… *** Папа-ёж, папа-ёж, ты нам спинку не потрёшь? Старинная гимнастика *** Тушки-татушки, испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющего на тарелках), На окно поставили (руки с определённым усилием опускаются на животик) Остывать оставили (машем ручками) А пшеничный пирожок — Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч) Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к макушке) *** На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) Улетели (поглаживаем малыша) Массаж ладошек и стопок *** (гладим ручку ручкою и далее по тексту) Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём *** Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке) Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покалывания) Вот тебе крошки На моей ладошке. *** Сидит белка на тележке, (круговыми движениями гладим пяточку) Раздает она орешки Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики, начиная с большого) Заиньке усатому - Лисичке-сестричке — воробью — синичке Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки стопы) кому в зобок, кому в лапочку» *** (покалачиваем по пяточке) Куй, куй, каблучок! Подай бабка башмачок. Не подашь башмачка — Не подкуем каблучка. Массаж спины для деток постарше *** Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами ладоней) Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками пальцев) Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения пальцами) Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами) Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения ладонями) *** Били лён, били (стучим кулачками по спине) Топили, топили (растираем ладонями). Колотили, колотили (похлопываем). Мяли, мяли (разминаем пальцами) Трепали, трепали (трясём за плечи) Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней) На столы накрывали (поглаживаем ладонями) *** Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника) Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии) Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине) Из последнего вагона Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук) Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами) Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку) Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков) Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием) Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть) Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами) Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз) Поставил стол, (изображаем — стол кулаком) Стул, (стул — щепотью) Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем) Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами) Жене и дочке, Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок) Шлю вам чулочки, Дзинь-точка. Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем) Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку) Прочитал, Помял, разгладил, Сложил, Отправил. («ложим письмо» за шоворот) Потешки-утешки Не плачь, не плачь – куплю калач, Не плачь, дорогой, куплю другой. Не плачь, не кричи, Дам тебе три! *** У киски боли, У собачки боли, А у моей малышки Заживи-заживи-заживи. *** Придет киска неспеша И погладит малыша Мяу-мяу – скажет киска Наша детка хороша. *** Ах, кокля-мокля, Глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, Того коза будет бодать. Игры для маленьких СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ РИСОВАНИЕ АКВАРЕЛЬЮ И ГУАШЬЮ АППЛИКАЦИЯ НА ПЛАСТИЛИНЕ АППЛИКАЦИЯ САМОДЕЛЬНЫЕ КУКЛЫ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ Рецепт: 1 стакан муки, ¾ стакана соли, 5ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды,немного крахмала. Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок. Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе. Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке. Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком. Упражнения с тестом: (1) Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки). (2) Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков. (3) Отпечатывать на тесте пальцы, палочки. (4) Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой) (5) Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок. РИСОВАНИЕ АКВАРЕЛЬЮ И ГУАШЬЮ Рисовать можно не только красками, но и свекольным соком, и зеленкой – особенно, если вы знаете, что ваш малыш будет пробовать на вкус все краски. Для гуаши лучше взять жесткие щетинистые кисти, а для акварели – мягкие ворсовые (белка). Большим художникам – большие листы. Можно рисовать на кусках ватмана или на обороте старых обоев, или на картоне. Можно давать бумагу разного цвета и размера. Чем младше ребенок, тем больше нужны листы. До 2 лет лучше брать листы А3 и больше. Начинать занятия рисованием можно примерно тогда, когда малыш начнет ходить сам. Дети сразу хотят видеть эффект творчества, поэтому лучше начинать рисовать по мокрой бумаге толстыми кистями. Главное – заинтересовать ребенка в процессе, заразить его своим энтузиазмом. Для этого надо снять все ограничения типа: «Не пачкай пол! Не рисуй по себе – я тебя потом не отмою! Не ешь краски!» и т.д. Пусть рисуют и по полу, и по бумаге, и по себе. Если захочет, пусть рисует прямо рукой. Еще больше детям нравится рисовать губкой, смоченной в краске. Первая стадия это ляпы по бумаге, ребенок видит, что кисть оставляет след. Пусть изображает, как котик топает, как рыбка плывет… До двух лет большего вы и не дождетесь. Оптимальные краски – «акварель медовая», т. к. у детей есть соблазн ее пробовать. Если художник старается перепробовать на вкус все цвета, то оставьте ему одну или две краски, а остальные спрячьте на время. Одно из любимых развлечений – подкрашивать воду, расход красок при этом просто варварский. Зато можно объяснить ребенку различие по светлоте: темно-красный, красный, темно-розовый, розовый… С ребенком, который уже понял, как рисовать, можно играть одновременно с рисованием. «ТОП-ТОП!» - и ребенок топает кисточкой по листу. Малыша постарше можно научить рисовать дорогу от одного домика к другому, или вести след от машины, ниточку от шарика. Можно нарисовать вместе с малышом глазки кошке, мишке, зайке… Чуть позже можно научить его закрашивать красками контур. Если мама что-то рисует, то малыш старается рисовать в том же месте, и замалевывает ее рисунок. Это нормально, не ругайте его. Когда малыш уже немного умеет закрашивать, дайте ему раскрашивать мелкие предметы: грецкие орехи, мелкие игрушки из соленого теста, карандаши, камушки. После полутора лет можно начинать смешивание цветов на блюдечке: желтый с синим, красный или синий с белым, желтый с красным… НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ДЕТСКИЕ РИСУНКИ! Сохраняйте наиболее удачные работы и устраивайте выставки! АППЛИКАЦИЯ Начинать занятия аппликацией можно примерно с года, поскольку это занятие обычно очень нравится детям. На первом этапе мама мажет весь лист клеем или клейстером, а потом малыш отрывает кусочки цветной бумаги и приклеивает их на клейкий лист. Можно давать не только обычную цветную бумагу. Для того, чтобы ребенок обнаружил разные по фактуре материалы, дайте ему кусочки салфетки, гофрированной бумаги, фольги, ткани, ваты, кусочки страниц из цветных журналов… Ребенок может сам отрывать кусочки от листа или от полоски бумаги. Если ребенок уже умеет клеить и рвать бумагу, можно научить его резать ножницами. Для начала малыш держит свои ножницы, а мама – свои, и малыш просто смотрит, как мама режет. Потом мама держит за два конца натянутую полоску бумаги, а малыш двумя руками держит ножницы. Хорошо, если кто-то ему поможет развести ножницы пошире и прицелиться. Мама ему говорит: «КУСЬ!» и очень хвалит, если полоску удалось перерезать. На втором этапе, года в полтора, можно научить ребенка выдавливать капельку клея и на нее приклеивать каждый кусочек бумаги. Если вовремя научить ребенка резать ножницами, то к 2 годам он уже сможет отрезать полоски бумаги по линейке! С полутора лет можно делать вместе с малышом аппликации из готовых форм, то есть из фигурок, которые мама вырезала заранее. Можно сделать домик с окошками, снеговика, машину, цветочек и т.д. Дети охотно помогут вам приклеить глазки, окошки, колесики, серединку цветка… Хорошо, если мама при ребенке делает аппликацию чуть посложнее. Например, можно нарезать и закрутить на карандаше бахрому – травку, или сделать объемную аппликацию. Пусть ребенок видит, что маме это занятие тоже нравится, и что получается красиво. Можно делать аппликацию с добавлением ваты, изображающей снег, или сухой травы и листьев, если дело происходит летом. АППЛИКАЦИЯ НА ПЛАСТИЛИНЕ Аппликацию можно делать и на картонку, замазанной толстым слоем пластилина. Кусок картона надо брать поменьше, 5 на 10 см. Можно скатать колбаски из пластилина разного цвета, и сделать из них бортики или узор. Если малыш уже заинтересовался лепкой, то дайте ему отщипывать и прилеплять кусочки пластилина, пусть размазывает их по картонке. Так можно сделать цветочки. А потом на слой пластилина можно вдавливать самые разные крупы: горох, фасоль, рис, чечевицу, вермишель, палочки, шишки, фольгу, веточки кипариса, еловые иголки, мелкие фигурки из картона и многое другое. Можно выкладывать дорожки из горошин, или заполнять крупой контур. Можно на замазанный пластилином или клейстером лист сыпать через воронку песок, рис, гречку, подкрашенную манку… Можно сделать конфеты из пластилина и обернуть их фольгой или красивыми бумажками. Можно обмазать пластилином грецкий орех, а потом обкатать его в тарелке с сухим рисом или гречкой. Можно принести веточку и на нее прилеплять кусочки красного пластилина как ягодки. САМОДЕЛЬНЫЕ КУКЛЫ Зачем нашим детям самодельные куклы? Почему дети их любят больше, чем покупных красавиц с яркими нарядами и закрывающимися глазками? Наверное, отгадка в том, что у покупной куклы уже есть выражение лица и характер, и его трудно изменить. Она не кажется живым существом, потому что не смеется и не плачет, а только улыбается. А про самодельную куколку, у которой едва-едва намечены глазки и ротик, ребенок может домыслить любое выражение лица, любую мимику… Для развития мелкой моторики очень полезны маленькие куколки, надевающиеся на пальчик. При помощи этих пальчиковых кукол ваш малыш постепенно научится шевелить каждым пальчиком по-отдельности. Лучше всего иметь не одну, а несколько кукол одного размера и вида, для того, чтобы можно было показывать ребенку разные сказки. Дети, которым родители при помощи кукол показывают сказки, раньше начинают сами играть в ролевые игры. Хорошо бы иметь Домик, а также кукол Бабку и Дедку, Внучку, Волка, Лисичку, Медведя, Зайца, Собаку, Кошку… Тогда вы сможете показать детям и «Теремок», и «Репку», и «Колобок», и сказку «Маша и медведь», и сказку «Красная шапочка» (правда, для этого понадобится еще и Мама), и многие другие знакомые ребенку сказки. Вы сможете показать ребенку, как кукла входит в домик – и выходит, как куклы разговаривают… Что важно знать, когда начинаешь шить куклу для малыша? Пропорции у кукол, изображающих детей и взрослых разные! Если пропорции будут нарушены, кукла ребенку понравится гораздо меньше. У куколки-взрослого тело должно быть в 3 раза больше, чем голова, а для куклы-ребенка – только в 2 раза. Что вам понадобится для шитья куклы? Лоскутки, очень прочные нитки, шерсть черного, коричнего, оранжевого или желтого цвета – для вышивания волос, иголки разных размеров, в том числе и большая для шерсти. Еще вам понадобится кусочек трикотажа белого и кусочек телесного цвета , размер 7*7см для куколки на палец, и 15*15 см – для большой куклы. Для набивки лучше всего использовать непряденную шерсть, или распушенный синтепон. Головку надо набивать очень туго, иначе она потеряет форму. Когда голова набита, можно вышить на ней волосы шерстяными нитками. Для начала надо наметить, где будет пробор, и вышить волосы гладью, от макушки к бокам, а потом можно сделать челку, косы и др. Когда голова готова, можно сшить рубашку по принципу «распашонки»: просто вырезать две половинки в виде буквы «Т», и сшить, а горловину пришить к шее. Одежду для кукол лучше делать из однотонного материала, и украшать ее чем-либо (тесьмой, вышивкой). Рукава по длине должны быть не меньше, чем голова куклы. Когда рубашка пришита к горловине, можно вставить медную проволочку в рукава и набить руки. К краям рукавов пришить кулачки – маленькие тугие шарики, сделанные также, как и голова. После этого можно набить тело куклы и сделать ей юбку до пола или брюки. Тело шьют цилиндрическим или коническим, причем вниз желательно положить камушки или что-то тяжелое – для устойчивости. Можно свернуть тугим рулоном толстую ткань, и этим рулоном набить тело куклы. ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ Длинный и пестрый платок или шарф изображает дорожку, прямую и извилистую, а лежащий поперек синий платок или лоскут – речку, через которую надо перепрыгнуть. Потом лежат подушки, изображающие кочки на болоте. А горка, на которую надо залезть – это стул или пень. В зависимости от возраста ребенка и от того, что у вас имеется под рукой для создания такой веселой Полосы Препятствий, можно разнообразить задания. Можно сделать домик из больших картонных коробок, или просто поставить ряд стульев, чтобы малыши под ними проползали. Если есть длинная скамейка или лавка, то можно по ней ходить, через нее перелезать и т.д. Можно склеить трубу из ижевского коврика – и проползать через эту нору. Детям веселее бежать, если мама приговаривает стишок о том, что сейчас надо сделать. Наши маленькие ножки Побежали по дорожке. Прыг через речку! Вот и снова наши ножки Побежали по дорожке. По подушкам, по подушкам Будем прыгать, как лягушки. Полезем, полезем, На гору высоко! Через норку проползай И из норки вылезай! Игры для маленьких ПОТЯГУШЕЧКИ Занятия с 9-18 месячными детьми. Игры на коленках. Рекомендуется заниматься с малышом, пока он сосредоточен, ни в коем случае не через силу. Подбрасывание ребенка в четком ритме очень полезно, особенно вместе с песенками или ритмичными стишками. Такие занятия развивают чувство ритма, речь. Все эти игры хороши в метро. Для всех этих игр характерны три стадии: (1)На коленях у мамы, все движения она выполняет руками ребенка. (2)Малыш сидит напротив, мама корректирует. (3)Ребенок выполняет движения самостоятельно. На 1 ритм (1) Едем- едем на лошадке По дорожке гладкой- гладкой. В гости нас звала принцесса Кушать пудинг сладкий. Две собачки у порога Нам сказали очень строго… Как собачки говорят? Гав-гав! Повторять, изменяя зверей у порога, пока ребенку не надоест. (Два котенка – мяу-мяу! Две собачки – гав-гав! Два утенка – кря-кря! Два цыпленка – пи-пи-пи! Два теленка – Му! Му! Две овечки – Бее! Бее! Два козленка – Мее! Мее! Две лягушки – ква-ква! ) Подбрасывать ребенка на коленях с разной амплитудой, покачивая в стороны на ухабах, в конце уронить. Лучше напевать. Поехали с орехами на бочке, на бочке (2) По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам. По оврагам, по оврагам, По ухабам, по ухабам, На высо-о-окую горку, В ямку бух! Затащить малыша на колени, потом скинуть. Лучше напевать. Пришел медведь к броду, (2) Влез на колоду, Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис! Вымок, выкис, Вылез, высох, Встал на колоду… Бултых в воду! На 2 ритма Гуси и лебеди летают по-разному, гуси машут крыльями с большой амплитудой, лебеди – круговыми движениями, а комарики зудят и мелко вибрируют. Игра развивает дикцию, помогает ребенку связать речь с действиями. Гуси летели, гуси летели, (гуси га-га-га) (1) Лебеди летели, лебеди летели, Комарики полетели: з-з-з! Другой вариант: (2) Дарики-дарики, хлопаем в ладоши Летели комарики, З-з-з! Сложили пальцы рук в щепоть Вились, вились, Обе руки совершают круговые движения Вились, вились, В НОСИК вцепились! «комарики» вцепляются в носик (Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т.д.) Кулачки стучат по полу. На строчку «заиграли локотки» локти стучат по коленкам. На последнюю строчку ручки над головой изображают домик. Вся потешка говорится нараспев. Ай, туки-туки-туки, (1) Застучали молотки, Застучали молотки, Заиграли локотки. Тук-ток, тук-ток, Скоро выстроим домок. Сначала малыш хлопает в ладоши, потом стучит ладошками по полу, потом топает. Хлоп! Раз, еще раз Мы похлопаем сейчас. А потом скорей-скорей Хлопай-хлопай веселей! Пальчик о пальчик тук да тук, Хлопай, хлопай, хлопай! Пальчик о пальчик тук да тук, Топай, топай, топай! Чередовать медленный и быстрый ритм, подбрасывая малыша на коленях, или, если ребенок уже ходит, ходить с ним и бегать. Едут, гонят семеро на конях, (2) Быстро гонят семеро на конях. Едут, гонят семеро на конях, Еще быстрей гонят семеро на конях. Сначала медленно покачивать всем телом, вытянув руки в стороны, потом быстро и энергично махать руками. Во все «птичьи игры» хорошо играть во время прогулки. Лунь плывет, лунь плывет, (1) Галки летят, галки летят. Вариант текста, более понятный современным детям: Рыба плывет, рыба плывет, Птицы летят, птицы летят. На 2 ритма Покачивать малыша в такт потешке, или водить хоровод, покачиваясь, сбегаясь к центру и разбегаясь. Дует ветер (3) На всем белом свете, Такой большой ветер На всем белом свете. Полезно научить малыша дуть на свечку или на легкий предмет, подвешенный на нитке. На 3 ритма Дедушкины часы тик-так, тик-так. (басом) (1) Медленные махи руками в стороны. Матушкины часы тики-тики, тики-так. (тенором) Хлопаем в такт ладошками по животу. А мои, мои часы тик-тик-тик-тик-тик! (фальцетом) Быстро-быстро хлопаем в ладошки. Другой вариант: Тики – так, тики-так, хлопать по-очереди руками по боками (3) Так часики стучат. Туки – так, туки -так, руки перед собой, кулаки сжаты, «велосипед» Так колеса стучат. Токи – ток, токи -ток, кулаки стучат по полу Так стучит молоток. Туки – ток, туки- ток, ножки топают по полу Так стучит каблучок. На 3 ритма Можно держать малыша на коленях и покачивать, а если малыш уже ходит, то идти с ним сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Обычно детям нравится, если при этом мама держит ребенка за обе руки, и идет вместе с ним. Ехал пан, ехал пан, (1) Ехал шагом, шагом, шагом. Ехал пан, ехал пан, Ехал рысью, рысью, рысью. Ехал пан, ехал пан, Ехал махом, махом, махом. Кулачки перед животом крутятся друг вокруг друга, потом стучат по полу одновременно, потом – один кулачок стучит по другому. С ребенком постарше можно повторить все то же самое с мизинчиками. Вьюшки-вьюшки, вьюшки вью. (1) Колотушки колочу, Заколачиваю, Приколачиваю. Другой вариант: Вьюшки-вьюшки-перевьюшки, (1) Тимберлим сидит в кадушке, А я его по макушке Бац-бац-бац! На 1 ритм (для рук) Утки, утки, утки (2) Плавали, плавали. Реки встали, Озера замерзли, Некуда уткам сесть. Утки полетели-полетели, На головку сели. На 3 ритма Малыш крутит руками, показывая, как крутится мельница, и дует как ветер. Потом показывает, какие большие мешки, а потом хлопает ладошками с переворотом, изображая пирожки. Ритм постепенно ускоряется. Мельница, мельница мелет муку. (3) Дует – дует ветер сильней. Быстрее мельница мелет муку. Дует – дует ветер сильней. Еще быстрей мельница мелет муку. Дует – дует ветер сильней. Намололи мы муки Огромные мешки. Из муки, из муки Напекли мы пирожки. Из муки, из муки Напекли мы пирожки. Ладушки-ладушки, Напекли оладушки. Ай-тата-тата-тата! Руки изображают решето, (4) Пожалуйте решета! Обе руки ходят вверх-вниз, Муки просейте, Пирожки затейте, Рука об руку «лепит пирожки», Гречневой каши Руки гладят животик. Для доченьки нашей! Полезно чередовать сидячие и ходячие игры. Хоровод-1. (2) Три веселых братца гуляли по двору, Три веселых братца затеяли игру, Делали головками ник-ник-ник, Пальчиками ловкими чик-чик-чик. Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп, Топотали ножками топ-топ-топ. Хоровод-2. Шел король по лесу, по лесу, (1) Нашел себе принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, И ручками похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем. Парная карусель Мама с малышом встают друг напротив друга, держась за руки, и ходят кругами. Для больших детей можно, изображая качели приседать и вставать по-очереди, но малышам это трудно. Мы на карусели сели, (3) Завертелись карусели. Мы на карусели сели, Завертелись карусели. Пересели на качели, Вверх летели, (встали и потянулись вверх) Вниз летели, (присели на корточки) Вверх летели, Вниз летели, А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Нашу лодочку качает. (Изображаем, как качается лодка. ) Большая карусель. В эту игру лучше играть, когда есть много детей. Дети берутся за руки и идут по кругу, изображая карусель, и разгоняясь, а потом замедляясь. Детки сначала не хотят давать друг другу руки, и их надо этому постепенно научить. Кроме того, такие хороводы учат детей делать одинаковые движения в такт, обращать внимание на других детей. Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. Ребенок стучит кулачками по полу, изображая капли, или ходит и топает ножками в такт каплям. Тихий-тихий дождик (2) Кап-кап-кап. Сильней, сильней дождик Кап-кап-кап, Сильный, сильный ливень Кап-кап-кап! Гром! Гром! В небе молния блестит! Щекоталочка. Идет коза рогатая за малыми ребятами, (2) Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп, Кто каши не ест, молока не пьет, Того забодает-забодает-забодает! ТОПОТУШКИ Важно научить ребенка громко топать, извлекая звук! Топ-топ, топотушки, (3) Пляшет зайчик на опушке, Пляшет ежик на пеньке, Пляшет чижик на сучке, Пляшет песик на крылечке, Пляшет котик возле печки, Топ-топ, топотушки, Пляшут лапки, пляшут ушки, Пляшут ножки и хвосты. Что стоишь, пляши и ты! Изображаем руками размер капусты, потом показываем, как мы режем, солим, трем и мнем капусту. Есть у нас капуста, (3) Вот она, капуста. Мы капусту режем, режем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трем, трем, Мы капусту мнем, мнем. Мы капусту режем, режем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трем, трем, Мы капусту мнем, мнем. На мотив «Сердце красавицы склонно к измене» (4) У нас есть чайничек, кулак с оттопыренным большим пальцем изображает чайник У чайничка крышечка, вторая ладонь накрывает кулак У крышечки шишечка, один из пальцев «крышечки» поднимается Из шишечки пар идет. Указательный палец описывает витки, изображая пар от чая Мы берем чайничек одна рука изображает чайник И льем мы в чашечку, другая рука изображает чашку Мешаем ложечкой, указательный палец изображает ложку в чашке Из чашечки пар идет. Указательный палец описывает витки, изображая пар от чая Мы берем чашечку, одна рука изображает чашку И льем на блюдечко, другая рука изображает блюдце Дуем на блюдечко, дуем на руку, изображающую блюдце Из блюдечка пар идет. Указательный палец описывает витки, изображая пар от чая Мы берем блюдечко, одна рука изображает блюдце И пьем мы ротиком, Изображаем, как мы пьем чай из блюдца Дышим мы ротиком, шумно выдыхаем ртом Из ротика пар идет. Указательный палец описывает витки, изображая пар от чая Песенки на разные случаи. (1) УТЕШАТЬ Не плачь, не плачь, Куплю калач, Не вой, не вой, Куплю другой, Не реви, не реви, Куплю сухари! ДОГОНЯТЬ Курочка бежит, Куропаточка спешит, Девочку догоню, Красавицу догоню, За руку возьму. ОБЛИВАТЬ С гуся вода, с лебедя вода, С нашего Ванюшеньки вся худоба. Вода книзу, дитя кверху, Расти с брус вышины и с печь ширины! ОДЕВАТЬ Тетка Агашка, Сшей мне рубашку, Едем прокатиться, Надо нарядиться! ИГРЫ НА ПОДУШКЕ (2) (Для самых маленьких: от полугода и – до года, а если нравится, то и после) Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает. Тушки-тушки, сели на подушке, Пришли подружки, столкнули с подушки. Подниму дочушку на крутую горку. Бух! Покатились, с горки свалились. Ребенок лежит на спинке, а мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки. Ножки - топтыжки пошли молотить, Ручки – грабельки сено воротить. Две ножки сгибать к животу, перевернуть на бочок. Толкачики – рогачики, оп! Перевертушки! Тащу за ножки на себя. Поехали – поехали за солью, за солью. Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке Куй, куй, ковалек, Подай сапожок, На маленьку ножку Золоту подковку. |
|